О возможности обучения во сне

32
0

На вопрос, возможно ли, чтобы учеба происходила в процессе отдыха (во сне), сомнологи пытаются дать вразумительный ответ уже не одно десятилетие. За это время было выдвинуто множество гипотез (как за, так и против), каждая из которых оппонентами была признана несостоятельной.  На текущий момент противники и сторонники теории гипнопедии (обучения во время ночного отдыха) сошлись во мнении, что правда, как это часто бывает, находится где-то посредине.

Как все начиналось

В шестидесятых годах прошлого столетия были проведены успешные эксперименты, которые доказали, что память человека и сон имеют определенную связь между собою. Подобное открытие позволило сделать предположение о возможности усваивать новую информацию в процессе ночного отдыха. Такая перспектива открывала огромные возможности, поскольку если учёба происходит во время просмотра снов, то остается много свободного времени для применения полученных знаний.

В качестве аргументов даже приводились сомнительные факты, согласно которым подобный способ обучения практиковался еще на заре цивилизации буддийскими монахами в Индии. Они читали ученикам сложные для запоминания манускрипты, когда те погружались в сон. Оставив достоверность этой информации на совести историков, заметим, что буддийские монахи, похоже, осознали безрезультативность такого метода еще в стародавние времена, чем, наверняка, сильно огорчили учеников.

Изучение гипнопедии в СССР

В Советском Союзе теория гипнопедии также захватила умы. Было создано несколько независимых групп, в которые вошли многие светила науки, такие как Леонид Близниченко, Абрам Свядощ, Александр Вейн, а также много других, не менее известных ученых. В результате было выдвинуто три теории, противоречащие друг другу:

  1. Память может запоминать информацию во сне на фазе засыпания.
  2. Восприимчивость обостряется незадолго до пробуждения.
  3. Обучение возможно на медленных стадиях сна.

То есть, ответ приводился положительный всеми группами, а вот с выводами и конкретизацией возникли проблемы. Такие расхождения заставили ученых продолжить исследования, в результате которых теории «чистой» гипнопедии был нанесен серьезный урон. Выяснилось, что в процессе ночного отдыха можно только закрепить полученные во время бодрствования знания. Таким образом, сон можно рассматривать только в качестве вспомогательного элемента процесса обучения, который не может сам по себе способствовать интеллектуальному развитию.

Современная концепция

В наши дни ученые установили, каким образом сон способствует лучшему усвоению полученной информации. Кратко их можно описать четырьмя тезисами:

  1. Взаимосвязь между краткосрочной и долгосрочной памятью. В течение дня вся поступающая в мозг информация заносится в краткосрочную память и во время ночного отдыха (в быстрой фазе сна) она «переписывается» в долгосрочную. То есть, полноценный ночной отдых способствует закреплению пройденного материала. Необходимо заметить, что возможен и обратный процесс, если человек постоянно не высыпается, может потеряться даже та информация, которую сложно забыть. Эксперименты, проводимые на добровольцах, показали, что когда люди не спали несколько дней подряд, у них начинались приступы краткосрочной амнезии. Человек мог забыть сое имя, возраст и другие важные детали своей жизни.
  2. Соблюдение режима положительно отражается на качестве сна, что способствует лучшему усвоению информации.
  3. На поверхностных стадиях сна, когда происходит смена фаз, мозгом может частично восприниматься и запоминаться информация, причем, в ее обработке сознание не принимает никакого участия. Этот аргумент защитники теории гипнопедии часто приводят в качестве основного доказательства. В чем-то они правы, если не принимать во внимание, что мозг, лишь частично воспринимает внешние сигналы и краткосрочность такого периода.
  4. Определенные воздействия дают возможность улучшить активное запоминание в процессе ночного отдыха. Данный тезис был доказан в ходе эксперимента, проведенного немецкими сомнологами. Двум контрольным группам днем излагали новый материал в помещении, ароматизированном определенным запахом. Затем в процессе сна одной группе зачитывали повторно пройденный материал, а второй наполняли комнату тем же ароматом, что был в аудитории. В результате выяснилось, что первая группа значительно хуже усвоила материал.

В заключение расскажем о результатах последних исследований, проводимых израильскими сомнологами. Они достоверно доказали, что в процессе ночного отдыха определенные области человеческого мозга могут функционировать так же, как и при обучении. Это полностью объясняет, почему проснувшийся человек может в деталях рассказать свой сон. Но получить новую порцию знаний в процессе отдыха невозможно, поскольку головной мозг отключает все информационные каналы.

О возможности обучения во сне
5 (100%) 1 голос[ов]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here